Мы рады видеть Вас, Гость! Сегодня Среда, 27.03.2019, 05:14 ·

ФГБОУ ВО Восточно-Сибирский государственный институт культуры  
Концертный русский оркестр
"З А Б А Й К А Л Ь Е"
Мой профильРегистрацияВыходВход
Яндекс.Метрика
 СМИ
Главная » Статьи » СМИ

Рождественская мозаика

   Путешествие по странам и континентам музыкальными средствами

        -Весело проносится зима по бескрайним рос­сийским просторам, вовле­кая всех в свой стремитель­ный хоровод, а её снежные вихри не страшны неостывающему пылу молодых сердец. Приблизительно с таким настроем исполня­ется оркестром увертюра «Русская зима» Льва Тока­рева. Белорусская народная песня «Я табун стерегу», мастерски обработанная джазовыми средствами Ан­дреем Шпенёвым, становит­ся привлекательным произ­ведением для всё большего числа коллективов.

          Специфика коллектива «Забайкалье» — это посто­янная смена исполнитель­ского состава из студентов, приноравливающихся не только к учебной деятель­ности, но и к концертным выступлениям на больших и малых площадках. Это, помимо любви к музыке, требует ещё и физической и психологической выносли­вости. И к чести студентов - они научились справляться с нагрузками, кочуя вместе со своими преподавателя­ми и инструментами, как внутри города, так и за его пределами. Помимо студен­тов Никиты Спицына, Юрия Семёнова, Кирилла Богда­нова, Михаила Хомякова, за пультами мы видим препо­давателей В.Н. Сердюка, О.А. Рубанову, а также Надежду Родионову, Алёну Конечных и других выпускников, хранящих преданность родному коллективу.

        Множеством достоинств отмечен творческий почерк этого коллектива. И одно из главных - адресованное к широкому слушателю, чтобы ощутить единое дыхание зала, увидеть просветлённые лица. И на этот раз его выступление включало сочинения, сочетающие эпический размах с лирикой то нежно-поэтичной, то строго затаённой. «Когда-то Ванюши, Тани, Мани под русские гармошки, под бересту и ложки прославили кадриль...». Обработка этой песни Евгения Тростянского включена в репертуар КРО наряду с его пьесой «Гротеск и размышление» и «Кольцом души - девицы» Александра Шалова.

«ПЕРУАНСКИЙ ВАЛЬС»  ИЛИ НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ТРАДИЦИИ

           Струнно-щипковый дуэт: балалайка-гитара - редкий гость среди концертирующих коллективов, тем больший интерес представляет для аудитории. Наша республика, вероятно, припоминает выступления балалаечника Михаила Рожкова с гитаристом Георгием Миняевым на торжествах по поводу 40-летия БурАССР в 1963 году и на концертах на Центральном телевидении. Этот ансамбль, следуя установившейся традиции, исполнял главным образом, обработки русского песенного фольклора и инструментальные наигрыши, иначе говоря, то, что в общем настрое на позитив ассоциируется с жанром озорных скоморошин.

           Дуэт Макаровой-Пузырёвой пошёл по пути расширения горизонтов, став пытливыми первооткрывателями сочинений из дальних широт. Их яркое прочтение будит тонус и воображение аудитории и помогает ей совершать музыкально-географические путешествия по странам и континентам. Предложенная улан-удэнцам программа стала результатом таких находок. Их названия и имена авторов говорят сами за себя: «Перуанский вальс» Дэвида Ланфиесты, пронзительное аргентинское танго «Милонга де Джунио» Максимо Диего Пухоля, наступательный «Маленький бразилец» Валдира Асеведо, томная по настроению пьеска «Вода и вино» бразильца Эгберто Гисмонти.

        Зажигательно звучат эти инструментальные миниатюры, передавая остро характерный колорит латиноамериканской музыки. Они погружают публику в чувственную страсть южной экзотики. В общий ряд с ними выстраивается пьеса «Старое банджо» Андрея Гуревича, сотворённая в афро-американской джазовой манере и т.д. Исполнение же на саксофоне Верой Макаровой собственных сочинений «Фиеста» и «Танго» свидетельствует не только об её увлечении заокеанской музыкой, но и о склонности к композиторскому ремеслу с умением передать своеобразие её строя и лексики.

СОБСТВЕННАЯ НОТА ДУЭТА

         Разные по темпераменту, но близкие по творческим устремлениям В. Макарова и Т. Пузырёва стали партнёршами недавно. Их творческое лицо выявилось в процессе серьёзной работы по поиску собственных исполнительских принципов и формированию репертуара. А это тонкое понимание образной и технической стороны исполнения с соблюдением ансамблевого согласия. Здесь балалаечница привносит в свою партию эмоциональную наполненность и тонкую нюансировку, а гитаристка - твёрдую волю и собранность. Если В. Макарова с большим задором демонстрирует подлинную виртуозность, ведя на верхах свою ведущую партию, то Т. Пузырёва солидно «басит» в тон ей и уверенно держит темп, улавливая его мельчайшие изгибы. Сделав аранжировку Маленькой прелюдии №3 И.С Баха - 3. Кодаи для своего состава, они отдали дань уважения благородной старине со штрихами, воссоздающими вокально-речевые интонации эпохи. 

         Полная взаимодополняемость исполнительниц выражена в синхронно сбалансированном звучании этого ансамбля, в единстве их дыхания при ясной артикуляции. Благодаря этому им удалось передать безостановочную моторику пьесы Антонио Баццини «Хоровод гномов» из разряда perpetuum mobile («непрерывное движение») с филигранным мастерством и разнообразными приёмами игры в оригинале для скрипки. В вальсе «Радость любви» Фрица Крейслера они погружают зал в атмосферу изысканных красот австрийского композиторского стиля, полного пикантных прелестей.

       Концертную программу «Рождественская мозаика» с удовольствием приняла публика, объединённая общей целью приближения к ней. И здесь не возникает вопроса: серьёзная это музыка или лёгкая. Говоря точнее, хотим мы или не хотим, в этом случае серьёзный жанр движется навстречу лёгкому, т. е. навстречу массовому сознанию. И это вполне актуально в контексте сохранения слушателя и привлечения его в лоно своих почитателей.

Надежда Цибудеева.

кандидат искусствоведения,

заслуженный деятель искусств РБ,

член Союза композиторов РФ

Газета "Бурятия", № 10 (5623), 13 февраля 2019 г., среда

Просмотров: 15
КРО "Забайкалье" © 2019
Праздники России