Концерт
Оркестра бурятских народных инструментов ВСГАКИ
Настоящим откровением для
слушателей стал концерт оркестра бурятских народных инструментов
Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, лауреата
международного и всероссийских конкурсов под руководством художественного
руководителя и главного дирижёра, профессора Виктора Михайлова. Он, в какой-то
мере, явил собой панораму нынешнего состояния исполнительского и
композиторского творчества республики, ибо ещё на этапе составления программы
предполагается создание аутентичных произведений для тех или иных инструментов
и стимулируется их появление наряду с аналогами в виде уже существующих
переложений. И здесь имеются в виду лаконично изложенные и обладающие особой
изюминкой оркестровые миниатюры «Весёлые ритмы» и «На Сурхарбане» Александра
Прибылова, свидетельствующие о тонком чувстве у автора органики
народно-национального музыкального мышления, равно как русского, так и бурятского, коренящиеся в самой природе его
таланта. В портфеле интересно работающего в жанре инструментальной музыки
Галмандаха Баттулги исполнителей привлекли пьесы «Шоо» («Игра») из контраста
образных и темповых сопоставлений и «Зууд» («Сны»), погружающая в состояние то
благостных, то пугающих сновидений.
С точки зрения формирования
репертуара здесь выявилось наличие двух направлений: разноплановые сочинения
бурятских, монгольских и казахских авторов, отмеченные, с одной стороны, ярко
выраженным азиатским колоритом и доходчивым тематизмом, с другой - остро ритмизованная
и насыщенная терпкой мелодико-гармонической тканью сфера западной
эстрадно-танцевальной музыки. …«Сжимаются стороны света, в мгновение сошлись
времена, мой конь заповедный – планета, а песни – мои стремена».
Концерт открылся выступлением ансамбля
иочинисток (разновидность цимбал) под руководством старшего преподавателя Елены
Данитовой - обладателя Гран-при Всероссийского фестиваля-конкурса, участника
гала-концерта в Москве. Непринуждённо и с видимым удовольствием они окунулись в
атмосферу заразительно-задорных «Весёлых ритмов» А. Прибылова, меланхолическую
дымку «Забвения» А. Пьяццоллы, пёструю мозаику настроений прихотливого
«Каприччио» О. Шаренды с фортепианными соло Натальи Акулининой.
… «И плывут над Азией Центральной
горы в серебристой полумгле, хур уходит в мир свой изначальный, струны остаются
на земле». Виртуозные приёмы игры на хуре по типу perpetuum mobile, т.е.
беспрестанного движения, продемонстрировала многократный лауреат различных
конкурсов Алима Арапчор с концертмейстером Ольгой Васильевой в Вариациях на
казахскую тему «Дикий жеребец» Е. Брусиловского.
Их сменил инструментальный ансамбль
под управлением Нацагдоржа Нямдоржа, исполнивший «Фантазию» П. Сэтгэмжа и танго
«Весна в Буэнос-Айресе» А. Пьяццоллы, пронизанные изломами причудливых ритмов и
мелодий.
В игре Елизаветы Цыдыповой на
иочине и Елены Макаровой на фортепиано
ощущалось умение откликнуться на эмоциональный посыл пьесы Е. Тростянского,
зарядиться им, выражая гротеск в подвижных разделах, сменяемый душевным
трепетом в размышлении. То же и в пьесе
«Арван тавны сар» («Полнолуние») Э. Оюнтууя и Д. Лхагвасурэна, где
иочинистка Соёлма Намдакова и ятагистка
(эквивалент гуслей) Евгения Томитова в стремлении услышать друг друга сумели
достичь равноценного диалога в партнёрстве.
Как и любой творческий коллектив,
оркестр ставит своей задачей проявиться в качестве как солиста, так и
аккомпаниатора для вокалистов и инструменталистов. Методика же репетиционной
работы, как и профессиональная подготовка музыкантов-народников, требует от
будущих дирижёров умения управлять оркестром. Потому с показом навыков владения
мануальной техникой в концерте выступили Элина Чимитова с исполнением шуточной
девичьей песни Арюной Лодоевой, Наранцацрал Жамбалрагчаа - с Мелодией для лимбы П. Дамиранова, соло Б.
Баттувшина, Елизавета Цыдыпова - с пьесой «Сэрсэн тал» («Проснувшаяся степь»)
Б. Шарава. Одним из украшений программы явился концерт для домры с оркестром Н.
Будашкина в переложении для иочина в
исполнении Соёлмы Намдаковой, выявивший как техничность, эмоциональность и
артистизм самой солистки, так и темброво-колористические свойства инструмента.
Пусть от очередного выступления
студенческого коллектива не требуется академическое совершенство, однако для
его достижения хотелось бы пожелать оркестру во главе с руководителем более
внятного интонирования мелких длительностей без пренебрежения к ним на примере
скажем, «Танца с саблями» из балета А. Хачатуряна «Гаянэ» в виде проговаривания
каждой, какой бы темп они не представляли.
Надежда Цибудеева,
кандидат искусствоведения, заслуженный
деятель искусств РБ,член Союза
композиторов РФ
Сайт ФГБОУ ВПО ВСГАКИ