Путешествие по странам и континентам музыкальными средствами
-Весело проносится зима по бескрайним российским просторам, вовлекая всех в свой стремительный хоровод, а её снежные вихри не страшны неостывающему пылу молодых сердец. Приблизительно с таким настроем исполняется оркестром увертюра «Русская зима» Льва Токарева. Белорусская народная песня «Я табун стерегу», мастерски обработанная джазовыми средствами Андреем Шпенёвым, становится привлекательным произведением для всё большего числа коллективов.
Специфика коллектива «Забайкалье» — это постоянная смена исполнительского состава из студентов, приноравливающихся не только к учебной деятельности, но и к концертным выступлениям на больших и малых площадках. Это, помимо любви к музыке, требует ещё и физической и психологической выносливости. И к чести студентов - они научились справляться с нагрузками, кочуя вместе со своими преподавателями и инструментами, как внутри города, так и за его пределами. Помимо студентов Никиты Спицына, Юрия Семёнова, Кирилла Богданова, Михаила Хомякова, за пультами мы видим преподавателей В.Н. Сердюка, О.А. Рубанову, а также Надежду Родионову, Алёну Конечных и других выпускников, хранящих преданность родному коллективу.
Множеством достоинств отмечен творческий почерк этого коллектива. И одно из главных - адресованное к широкому слушателю, чтобы ощутить единое дыхание зала, увидеть просветлённые лица. И на этот раз его выступление включало сочинения, сочетающие эпический размах с лирикой то нежно-поэтичной, то строго затаённой. «Когда-то Ванюши, Тани, Мани под русские гармошки, под бересту и ложки прославили кадриль...». Обработка этой песни Евгения Тростянского включена в репертуар КРО наряду с его пьесой «Гротеск и размышление» и «Кольцом души - девицы» Александра Шалова.
«ПЕРУАНСКИЙ ВАЛЬС» ИЛИ НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ТРАДИЦИИ
Струнно-щипковый дуэт: балалайка-гитара - редкий гость среди концертирующих коллективов, тем больший интерес представляет для аудитории. Наша республика, вероятно, припоминает выступления балалаечника Михаила Рожкова с гитаристом Георгием Миняевым на торжествах по поводу 40-летия БурАССР в 1963 году и на концертах на Центральном телевидении. Этот ансамбль, следуя установившейся традиции, исполнял главным образом, обработки русского песенного фольклора и инструментальные наигрыши, иначе говоря, то, что в общем настрое на позитив ассоциируется с жанром озорных скоморошин.
Дуэт Макаровой-Пузырёвой пошёл по пути расширения горизонтов, став пытливыми первооткрывателями сочинений из дальних широт. Их яркое прочтение будит тонус и воображение аудитории и помогает ей совершать музыкально-географические путешествия по странам и континентам. Предложенная улан-удэнцам программа стала результатом таких находок. Их названия и имена авторов говорят сами за себя: «Перуанский вальс» Дэвида Ланфиесты, пронзительное аргентинское танго «Милонга де Джунио» Максимо Диего Пухоля, наступательный «Маленький бразилец» Валдира Асеведо, томная по настроению пьеска «Вода и вино» бразильца Эгберто Гисмонти.
Зажигательно звучат эти инструментальные миниатюры, передавая остро характерный колорит латиноамериканской музыки. Они погружают публику в чувственную страсть южной экзотики. В общий ряд с ними выстраивается пьеса «Старое банджо» Андрея Гуревича, сотворённая в афро-американской джазовой манере и т.д. Исполнение же на саксофоне Верой Макаровой собственных сочинений «Фиеста» и «Танго» свидетельствует не только об её увлечении заокеанской музыкой, но и о склонности к композиторскому ремеслу с умением передать своеобразие её строя и лексики.
СОБСТВЕННАЯ НОТА ДУЭТА
Разные по темпераменту, но близкие по творческим устремлениям В. Макарова и Т. Пузырёва стали партнёршами недавно. Их творческое лицо выявилось в процессе серьёзной работы по поиску собственных исполнительских принципов и формированию репертуара. А это тонкое понимание образной и технической стороны исполнения с соблюдением ансамблевого согласия. Здесь балалаечница привносит в свою партию эмоциональную наполненность и тонкую нюансировку, а гитаристка - твёрдую волю и собранность. Если В. Макарова с большим задором демонстрирует подлинную виртуозность, ведя на верхах свою ведущую партию, то Т. Пузырёва солидно «басит» в тон ей и уверенно держит темп, улавливая его мельчайшие изгибы. Сделав аранжировку Маленькой прелюдии №3 И.С Баха - 3. Кодаи для своего состава, они отдали дань уважения благородной старине со штрихами, воссоздающими вокально-речевые интонации эпохи.
Полная взаимодополняемость исполнительниц выражена в синхронно сбалансированном звучании этого ансамбля, в единстве их дыхания при ясной артикуляции. Благодаря этому им удалось передать безостановочную моторику пьесы Антонио Баццини «Хоровод гномов» из разряда perpetuum mobile («непрерывное движение») с филигранным мастерством и разнообразными приёмами игры в оригинале для скрипки. В вальсе «Радость любви» Фрица Крейслера они погружают зал в атмосферу изысканных красот австрийского композиторского стиля, полного пикантных прелестей.
Концертную программу «Рождественская мозаика» с удовольствием приняла публика, объединённая общей целью приближения к ней. И здесь не возникает вопроса: серьёзная это музыка или лёгкая. Говоря точнее, хотим мы или не хотим, в этом случае серьёзный жанр движется навстречу лёгкому, т. е. навстречу массовому сознанию. И это вполне актуально в контексте сохранения слушателя и привлечения его в лоно своих почитателей.
Надежда Цибудеева.
кандидат искусствоведения,
заслуженный деятель искусств РБ,
член Союза композиторов РФ
Газета "Бурятия", № 10 (5623), 13 февраля 2019 г., среда |